Никифоров Игорь Владимирович

Никифоров Игорь Владимирович – профессор Технологического Университета Труа UTT/STMR/LM2S, UMR CNRS 6281, Франция. Закончил (1974) МФТИ.  До 1992 года работал в Институте проблем управления АН СССР. 1992-1995 : ст.н.с. в ИНРИА/ИРИСА (INRIA/IRISA), затем в Университете Лилль-1, Франция. С 1995 года по н/вр. в Технологическом Университете Труа, Франция. Научные интересы: классическая и последовательная теория принятия решений (в том числе в случае многих гипотез). Полученные результаты были применены для обработки сигналов  и изображений (в навигации, в неразрушающем контроле, в томографии, в слежении за опасными объектами, в обнаружении аномалий в системах критичных в отношении безопасности, в киберкриминалистике). С 2000 по 2007 год являлся заведующим лаборатории систем безопасного функционирования (LM2S) Института им. Шарля Делонэ (ICD, FRE CNRS 2848) и с 2004 по 2005 директором Института науки и технологии обработки информации (FRE CNRS 2732).

Выступления:

Секция: Секция «Навигационно-информационные технологии для эффективного государственного и муниципального управления»
«Статистическая модель локальной помехи и многократных отражений сигнала для контроля целостности при навигации в городских условиях»
Для многих приложений требующих высокй уровень безопасности, серьезная проблема современных систем спутниковой навигации заключается в недостаточном контроле целостности. Два метода контроля целостности могут быть использованы для наземного транспорта: пассивный контроль целостности и активный контроль. При пассивном контроле используются все измерения, но доверительная зона может адаптироваться. Это гарантирует, что локальные помехи, многократные отражения сигнала, ослабление и деградация спутникового сигнала не приведут к потери целостности позиционирования. Метод активного контроля целостности предполагает две функции: обнаружение потери целостности и исключение зараженного канала из навигационного решения. Для обоих методов, важным элементом является модель локальной помехи и многократных отражений сигнала, которая может являться доминирующей в условиях городской застройки. Наряду с другими моделями ионосферных и тропосферных поправок, модель локальной помехи позволяет получить формализованное решение задач точности и целостности для 1D /железнодорожной/ и 2D /автомобильной/ навигации.
Модель локальной помехи и многократных отражений сигнала рассматривается в этой работе как нелинейная модель гетероскедастичности. Гетероскедастичность появляется в регрессии, когда дисперсия помехи не постоянна. В нашем случае дисперсия помехи представляется как параметричская функция независимых переменных: угла возвышения спутника и отношения сигнал/помеха . Оценка максимального правдоподобия /МП/ этой функции приводит к нелинейным уравнениям. Их успешное решение полностью основано на удачных начальных условиях. Таким образом практическое применение нелинейного метода МП нереалистично. Чтобы преодолеть эту трудность, иной метод квази-МП, основанный на решении линейных уравнений, был предложен в данной работе. Оценка квази-МП является состоятельной, асимптотически гауссовской и лишь несколько менее эффективной чем граница Крамера Рао. Используя эту оценку как начальное условие, одношаговый метод Ньютона приводит к оценке достигающей границы Крамера Рао.
Благодарность. Автор благодарит за научную и финансовую поддержку этой работы Centre National d’Etudes Spatiales (CNES), France, Thales Alenia Space, France and M3 Systems, Toulouse, France.